Главная » 2013 » Май » 26 » О СУЩНОСТИ ОРГАНИЗМА, ОДАРЕННОГО ОЩУЩЕНИЕМ
15:22
О СУЩНОСТИ ОРГАНИЗМА, ОДАРЕННОГО ОЩУЩЕНИЕМ

 Облик растения и все устройство растения целиком являются результатом двух силовых сфер: исходящих из земли сил и сил притекающих земле; облики и строение животных и человека принадлежат не только к сфере действия этих сил. Лист растения находится исключительно под действием двух указанных силовых сфер; легкое животного также подлежит их воздействию, но не исключительно. Все формирующие силы растительного листа лежат внутри этих двух сфер;
среди сил, формирующих легкое, есть также и такие, которые находятся вне этих двух сфер. Это относится как к формирующим силам, которые дают внешнюю форму, так и к тем, которые регулируют внутренние движения субстанций, придают этому субстанциальному ту или иную направленность, связывают субстанции и разъединяют их.
Можно сказать, что для самих веществ, поглощаемых растением извне, из-за того, что они попадают в область действия притекающих к земле сил, оказывается не безразличным, живые ли они или не живые. Ибо они остаются безжизненными внутри растения, если силы космического окружения не воздействуют на них; и они становятся живыми, если попадают под действие этих сил.
Но для живой растительной субстанции не имеет значения то, как были расположены, располагаются сейчас или как расположатся ее составные части в смысле свойственной им самим деятельности. Ибо составные части этой субстанции полностью предоставлены деятельности внешних для растения сил исходящих из земли и притекающих к земле. 
А животная субстанция попадает в сферу воздействий, независимых от этих двух сил. Животная субстанция движется внутри организма или же движется как вся совокупность этого организма в целом так, что эти движения не являются результатом действия одних лишь исходящих из земли и притекающих к земле сил. Тем самым возникает структурный облик животного, в своем формировании Независимый от сфер действия исходящих из земли и втекающих в землю сил.
Благодаря охарактеризованной игре сил у растения чередуется состояние вовлеченности в сферу действия сил окружения земли и состояние выключенности из них. Поэтому существо растения распадается на две части.
 Одна устремлена к жизни, находится целиком в сфере сил окружения; это все органы прорастания (sprossenden Organe), органы роста и цветения. Другая склоняется к безжизненному, она остается в сфере сил, исходящих из земли, и объединяет все, что придает росту плотность, а жизни опору и т.п. Между двумя этими частями вспыхивает и гаснет жизнь; а смерть растения есть лишь победа сил, исходящих из земли, над силами, притекающими из окружения земли.
У животных часть их субстанциальности полностью высвобождена из сферы действия этих двух сил. Благодаря этому у животного появляется другое членение органов по сравнению с растением. Появляются такие органы, которые по способу образования остаются в сфере вышеописанных сил, и такие, которые высвобождаются из под их власти. 
Между ними возникают различные взаимодействия. Именно в этих взаимодействиях лежит причина того, что субстанция животного может быть носителем ощущения. Одним из следствий этого является отличие внешнего вида и свойств животной и растительной субстанции.
В животном организме есть такая силовая область, которая независима от сил, истекающих и притекающих к земле.
 Это та астральная силовая область, существующая у животного помимо физического и эфирного, о которой мы уже говорили выше с другой точки зрения. Нас не должно шокировать слово "астральное". 
- Исходящие из земли силы - это чисто земные силы, притекающие к ней силы - это силы близкого космического окружения земли; в "астральном" наличествует начало более высокого порядка, нежели оба рода вышеописанных сил. Только оно делает землю мировым телом, "звездой" (аstrа). Физические силы обособляют землю, выделяют ее из вселенной; благодаря эфирным силам земля позволяет вселенной воздействовать на себя; посредством "астральных" сил она становится самостоятельной индивидуальностью во вселенной.
В животном организме "астральное" является таким же самостоятельным, замкнутым в самом себе образованием, каким является его эфирный организм и его физический организм. Поэтому это образование можно называть "астральным телом".
Организм животного можно понять, только если рассматривать взаимоотношения между физическим, эфирным и астральным телами. 
Ибо все три тела самостоятельно существуют как члены организма животного; и все три отличны от того, что существует вне их как обезжизненные (минеральные) тела и оживленные растительные организмы.
Физический организм животного можно в каком-то смысле рассматривать как обезжизненный; однако он отличается от минерально-безжизненного.
 Ибо сначала он был благодаря эфирному и астральному организму отчужден от минерального и лишь затем из-за того, что эфирные и астральные силы отступили, был возвращен в обезжизненное состояние. Физический организм животного является структурой, в отношении которой деятельные в минеральном, в чисто земной области силы могут оказывать одно только разрушительное воздействие. Физическая структура может служить всей совокупности животного организма лишь до тех пор, пока эфирные и астральные силы имеют перевес над разрушительным вмешательством минеральных сил.
Животный эфирный организм живет как и эфирный организм растения, но не одинаковым образом. Жизнь в нем из-за действия астральных сил приведена в некое для самой себя чуждое состояние; она ведь сначала бывает вырвана астральными силами из сферы действия притекающих к земле космических сил и лишь затем вновь возвращена в их силовое воздействие. Этот эфирный организм сам по себе является структурой, в которой чисто растительные силы имеют слишком тупое, "непросвещенное" (dumpf) для животного бытие.
 И он может служить целому животного организма лишь благодаря тому, что астральные силы просветляют принцип его действия. Когда одерживает верх действие эфирного, наступает сон; когда преобладает действие астрального организма, - имеется бодрствование.
06а состояния - сон и бодрствование - не должны, однако, переходить известную грань интенсивности. Если бы это произошло со сном, тогда растительное начало в организме животного стало бы слишком врастать в минеральное; тогда возникло бы болезненное состояние - буйное разрастание растительного. Если бы это произошло с бодрствованием, тогда растительное было бы полностью отчуждено, оторвано от минерального; последнее стало бы тогда принимать в организме формы, которые ему не свойственны, но свойственны форма* неорганического, безжизненного мира. Возникло бы другое болезненное состояние - вследствие буйства минерального.
Во все три организма - в физический, эфирный и астральный - вторгается физическая субстанция из внешнего мира. 
И каждый из них на свой лад должен преодолеть собственные свойства этого чуждого физического. Благодаря этому и возникает тройственность в органообразовании у животного. Физическая организация формирует органы, которые были проведены через эфирную и астральную силовые системы, а теперь находятся на обратном пути к своей физической области. Но полностью вернуться в эту область они не могут, ибо следствием этого была бы смерть самого физического организма.
Эфирный организм формирует органы, которые были проведены через астральную силовую систему, но которые теперь все время стремятся вновь высвободиться из нее; они несут в себе силу притупленности (Dumpfheit) сна; они склонны распространять чисто вегетативную жизнь.
Астральный организм формирует органы, которые отталкивают от себя вегетативную жизнь, отчуждаются от нее. Но существовать они могут лишь в том случае, если сама эта вегетативная жизнь будет их все снова и снова охватывать, будет все вновь овладевать ими. Ибо иначе, поскольку астральные органы сами по себе не имеют никакого сродства ни к силам, исходящим из земли, ни к притекающим на нее из космоса силам, они должны были бы вообще полностью отпасть, выпасть из сферы земного бытия, если бы указанные силы все снова не охватывали их. В этих органах должно происходить ритмическое чередование действия животного и растительного начал. Это обусловливает чередование состояний сна и бодрствования.
В состоянии сна органы астральных сил погружаются в тупость (Dumpfheit) растительной жизни. Они тогда не оказывают никакого действия на эфирную и физическую область организма. Астральные органы тогда полностью доверены сферам сил, исходящих от земли и втекающих в нее из космоса.
РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК
В астральном теле животное формирующее начало проявляется двояко наружу в виде цельного облик животного, а вовнутрь как формообразование его органов. Обладающая ощущением животная субстанция является результатом деятельности этого формирующего астрального тела. Животное образуется тогда, когда это астральное формообразование доводится до конца.
У человека оно до конца не доводится. В определенной точке на пути этого формирования оно сдерживается, тормозится.
В растении имеет место такая субстанция, которая преобразована силами, притекающими на землю из космоса. Это живая субстанция. Она находится во взаимодействии с безжизненной субстанцией. Следует представлять себе, что в растительном существе эта живая субстанция непрестанно отделяется от безжизненной. В этой живой субстанции растительный облик являет себя как результат притекающих на землю сил. Образуется единый поток субстанции. Неживое преобразуется в живое; живое преобразуется в неживое. В этом потоке возникают все растительные органы.
У животного ощущающая субстанция возникает из живой субстанции - так же, как у растения живая субстанция возникает из безжизненной. Тут имеется двоякий поток субстанции. Жизнь внутри эфирного не доводится до жизни, застывающей в формы. Она оставляется текучей; а формообразование внедряется в эту текучую жизнь из астральной области.
У человека и этот процесс оставляется текучим. Ощущающая субстанция вовлекается в построение более высокого порядка. Можно назвать это построение Я-организацией. Тем самым ощущающая субстанция преобразуется еще раз. Возникает тройной субстанциальный поток. К этой троичности восходит внутреннее устройство человека и его внешний облик. Благодаря этому он становится носителем самосознающей духовной жизни. Вплоть до мельчайших частиц субстанции человек сформирован как плод этой Я-организации.
Можно проследить теперь этот процесс формирования со стороны субстанции. При поступенчатом преобразовании субстанция предстает как процесс отделения, обособления высшей ступени от низшей и как построение форм из субстанции более высокого порядка. В случае растения из безжизненной субстанции отделяется живая субстанция. Притекающие на землю эфирные силы действуют в ней как силы образования формы. Сначала происходит не отделение в собственном смысле, но полное преобразование физической субстанции эфирными силами. Но это имеет место только в формировании семени. Только тут может произойти полное преобразование субстанции, ибо семя защищено от воздействия физических сил посредством окутывающей его материнской оболочки. Как только семя освободилось от материнской оболочки, силовые воздействия в растении тотчас распределяются так, что возникает субстанциальный процесс, стремящийся к области эфирного, и другой, в котором субстанция вновь тяготеет к физическому формированию. Появляются такие начала в существе растения, которые устремлены к жизни, и такие, которые склоняются к отмиранию. Последние предстают как выделяющие начала растительного организма. Особенно характерный пример этого выделения можно наблюдать в формировании коры дерева.
У животного происходит двоякий процесс обособления и двоякий процесс выделения. К недоведенному до завершения растительному потоку, сохраняемому в текучем состоянии, прибавляется преобразование живой субстанции в ощущающую. Ощущающая субстанция обособляется от просто живой. И здесь имеется уже субстанция, тяготеющая к ощущающему бытию, и другая субстанция, устремленная прочь от него, обратно к одной только растительной жизни.
Но в организме происходит взаимовлияние всех его членов, поэтому у животного процессы выделения первого порядка - в сторону безжизненного дальше отстоят от чисто минерального, чем аналогичные процессы выделения у растения, которые весьма родственны полностью лишенному жизни, минеральному как таковому. То, что выявляется как образование субстанции коры растения, все больше тяготеющей к минеральному и даже отпадающей от него по мере минерализации, - это предстает у животного в виде продуктов выделения из пищеварения. Оно дальше отстоит от минерального по сравнению с процессом осаждения, выделения у растений.
У человека из ощущающей субстанции отделяется, обосабливается субстанция, которая затем становится носителем самосознающего духа. Но непрерывно происходит и процесс осаждения, выделения с образованием субстанции, которая склоняется обратно к только ощущающей деятельности. Тем самым животное начало предстает внутри человеческого организма как непрерывный процесс выделения.
При бодрствовании животного организма процессы отделения, обособления (Absonderung) и образования форм из этого обособленного (Absordenten), равно как и осаждение, выделение (Abscheidung) ощущающей субстанции происходит под влиянием астральной деятельности. У человека к этому присоединяется деятельность Я-организма. Во сне астральный организм и организм-Я действуют не прямо. Но субстанция все равно уже захвачена их деятельностью, которая длится как по инерции. Субстанция, которая однажды была так внутренне проформирована, как это производят астральная организация и Я-организация, продолжает действовать в заложенном ими смысле и во время сна, - в силу некоей инерции.
Таким образом, нельзя говорить о спящем человеке как о носителе одной лишь вегетативной деятельности организма. Астральная организация и Я-организация продолжают действовать в построенной ими субстанции и в состоянии сна. Различие сна и бодрствования не
в том, что происходит чередование человечески-животной и вегетативно-физической деятельности. Истинное положение вещей совершенно иное. При бодрствовании - ощущающая субстанция и та, что способна быть носителем самосознательного духа, временно извлекаются из целостного организма и ставятся на службу астрального тела и Я-организации. Тогда физический и эфирный организм принуждены работать таким образом, что в них действуют только силы, исходящие из земли, и силы, в нее втекающие. При таком способе действия физический и эфирный организм доступны охвату астрального тела и Я-организации только извне. А в состоянии сна они внутренне проникаются субстанциями, которые образованы под влиянием астрального тела и Я-организации. В то время как на спящего человека из вселенной, извне действуют только исходящие из земли и притекающие к ней силы, - изнутри над ним трудятся субстанциальные силы, которые были подготовлены астральным телом и Я-организацией.
Если назвать ощущающую субстанцию "остатком" астрального тела, а субстанцию, выстроенную под влиянием Я-организации тоже "остатком" последней, тогда можно сказать: в бодрствующем человеческом организме действуют сами астральное тело и Я-организация, во сне трудятся их субстанциальные остатки.
Бодрствуя, человек живет в таком роде деятельности, который приводит его посредством астрального тела и Я-организации в связь с внешним миром; в состоянии сна физический и эфирный организм живут тем, что субстанциально превратилось в "остатки" астральной и Я-организации. Поэтому любую субстанцию, которая, как, например, кислород в дыхании, поглощается и во сне, и в состоянии бодрствования, - следует различать по способу действия в зависимости от того, о каком из этих двух состояний идет речь. Воспринятый извне кислород по своей собственной природе действует усыпляюще, - не пробуждающе. Повышенное поступление кислорода действует анормально усыпляющим образом. В бодрственном состоянии астральное тело постоянно побеждает это усыпляющее действие, связанное с потреблением кислорода. Как только астральное тело прекращает воздействовать на физическое тело, кислород развивает свои собственные свойства: он усыпляет.
Категория: ПОДЛИННОЕ ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕКА | Просмотров: 1681 | Добавил: vsyvera | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]