Главная » 2016 » Январь » 20 » Исламская юриспруденция и теология
16:12
Исламская юриспруденция и теология
Структура Уммы регулируется Шариатом - путём, предопределенным Богом и изложенном в Коране и Сунне (Су́нна в переводе с арабского означает «путь, дорога». В исламском законодательстве под Сунной понимаются высказывания и действия пророка Мухаммада, т. е. жизненный путь пророка с того момента, как он стал пророком).
В первые три века Ислама возникла исламская юриспруденция – фикх, закрепившая и определившая толкование этих писаний.
Ислам всегда ставил право выше теологии, поступок - выше теоретических усилий. Учёность, не служащая практике, всегда была подозрительна для мусульманина, так как нет смысла рассудочно, спекулятивно говорить о Боге. Развивались, в основном, "полезные науки" – медицина, география, астрономия и т.д. Сама теология, в отличие от христианства, осталась на вторых ролях. Известная под названием "наука рассуждения" - калам, она развивалась, в основном, узкими специалистами по аналогии Ислама.
Все вопросы можно решить согласно Корану и Сунне. Но с течением времени среди суннитов появились ещё два источника фикха – согласие общины и суждение по аналогии. Консенсус (иджма) признаётся только суннитами, опирающимися на слова Пророка Мухаммада: "Воистину, не сойдется моя Умма на ошибочном ".
Консерватизм Ислама в вопросах фикха проявляется в том, что все основные вопросы права были обсуждены уже к четвёртому веку Хиджи.
Иджтихад – независимое юридическое суждение, которым пользовались в древние века Улемы (сведущие). В настоящее время иджтихад распространён среди шиитов, верящих, что Бог направляет их своим светом. Фикх шиитов более гибок.
В настоящее время ревностно применяют Шариат Саудавская Аравия, Иран и Пакистан.
Кроме Шариата известен и другой Путь – "бытия в вере". Тарикат – путь духовной дисциплины. Мусульмане встают на него по внутреннему рассуждению и стремлению к близости Богу. Формы реализации этого пути многообразны. Эти формы получили название "суфизм". Центром их обрядов было поминание имён Бога – Зикр – от коранических чтений до внутренней медитации. У суфиев развит институт наставничества (шейх). Считалось, что Шейхи ведут своё откровение от Муххамада. И так как, согласно преданиям, Муххамад был вознесён на небо ещё в этой жизни, то, значит, и другие могут пережить опыт непосредственного узрения Бога.
Цель суфийской медитации – очищение низких составляющих личности, достижение уничтожения "Я" и слияния с Богом.
Выделяют три типа суфиев:
Антиномисты – ведут себя нарочно вызывающе, чтобы избежать похвалы, дабы не взрастить у себя гордыню.
Трезвые – обычные благочестивые мусульмане, глубоко переживающие основные предписания Шариата, культа и обрядов.
Опьянённые – вином – любовью Бога, которая вдохновляет, опьяняет и преображает искателя.
Тарикат убеждает последователей в том, что Бог на самом деле находится очень близко и поддерживает тесную связь со своими друзьями (вали).
Категория: Ислам в разные времена | Просмотров: 268 | Добавил: vsyvera | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]