Главная » Статьи » Ближний Восток — колыбель Православия

Советское влияние на православных Александрийской Патриархии через Церковь
br /> Так же, как в уже рассмотренных нами странах Ближнего Востока Западный мир не считается с Православием, так не считается он с Православием и в Египте. Западный мир не учитывает, что православные Египта насчитывают в своих рядах немало египетских граждан, занимающих видные и руководящие должности в экономической и культурной областях.
Советская власть не прошла мимо этого факта и тотчас же после окончания 2-й Мировой войны, Московская патриархия обратилась к Церкви Александрийской.
Связь началась посылкой патриархом Сергием известительной грамоты, на которую Патриарх Христофор ответил кратко и сдержанно.
В 1945-м году Московская Патриархия созвала в Москве (в конце января) внушительное собране (Собор) предстоятелей и представителей православных Церквей. От Александрийской Церкви прибыл лично сам Патриарх Христофор. С этого посещения начинается проникновение Советов в сердца и умы православных Александрийской Церкви.
Встреченный с большим почетом и вниманием, Патриарх Христофор, конечно, не мог в короткий срок своего пребывания в Москве и в условиях, в которых прошло это пребывание, сколько-нибудь серьезно ознакомиться с положением и жизнью Церкви в СССР.
Он подписал с другими представителями «обращение к народам мира». В этом обращении строительство социализма и коммунизма в СССР и странах сателлитах приравнивалось к созиданию Царства Божия в условиях земных. С другими Патриархами и предостоятелями Патриарх Христофор принял участие в интронизации Патриарха Алексея. На торжественном обеде Патриарх Христофор сказал речь, в которой отметил, что Русская Православная Церковь является прекрасной дочерью Апостольских Церквей Востока и, как таковая, всегда и всеми силами помогала четырем Патриархиям и родственно заботилась о них и о Святых Местах Востока. Русская Церковь, указал Патриарх, оказывала внимание и помощь во всех временных затруднениях и нуждах Восточных Церквей.
«Восточные Патриархи ожидают… распространения на них покровительства и внимания России в чисто христианском духе».
Эти слова широко открывали двери пропагандному отделу ком. партии СССР.
Вернувшись в Египет, Патриарх Христофор известил Патриарха Алексея о том, что весь греческий православный мир выражает нетерпение встретить у себя Патриарха Московского и узнать от него о России, о Церкви, о жизни русского народа.
В ожидании приезда для удовлетворения «нетерпения» Патриарх Христофор устроил ряд собраний, на которых он сообщил и убедил своих пасомых в том, что «Православная Церковь в настоящее время в России пользуется в полной мере любовью и уважением руководителей страны». То же самое было заявлено Патриархом в интервью, данном каирской газете «Египетский Голос» (выходящей на французском языке).
Вскоре последовало путешествие Патриарха Алексея на Ближний Восток. С 6-го по 15-ое июня он пробыл в Египте. Были приемы у короля Фаруха, службы в храме Св. Саввы в Александрии и в эмигрантском храме Св. Александра Невского.
Хотя церковно-приходской совет при храме Александра Невского и постановил игнорировать пребывание в Египте Патриарха Алексея, настоятель храма иеромонах Алексей (Дектерев) собрав группу советских патриотов, принес покаяние и перешел в Московскую Патриархию. (Иероманах Алексей прибыл в Египет из Ладомирова монастыря по назначению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. После его перехода под омофор Московской Патрирахии, за тенденциозные и оскорбительные корреспонденции из Египта в советизанствующих газетах Западного мира. он был арестован египетскими властами и посажен в тюрьму (1948 г.). После года заключения, после вмешательства сов. посла, был выслан. Моск. Патриархия назначила его в Чехию. В 1950-м г. был хиротонисан в епископа Пряшевского. В ноябре 55 г. «возвращен» Чешской Церковью Московской Патриархии. Был назначен на Виленскую кафедру (1956-й год) и скончался в 1959-м году.),
В 1946-м году на Ближний Восток была направлена Москвой делегация, возглавляемая Митрополитом Ленинградским Григорием (ныне покойным). В Египте делегация провела неделю в конце ноября. Цель поездки делегации заключалась в «деловых переговорах по текущим обще церковным вопросам и о православных русских общинах». Переговоры имели последствия: 11-го февраля 1947 г. Патриарх Христофор посетил богослужение в русском храме и на последующей за богослужением трапезе заявил, что считает Русскую (Советскую) Церковь свободной. Это зявление было воспроизведено 4-мя газетами на французском языке, 3-мя — на греческом и официальным органом Патриархии.
В это время Александрийская Церковь получила от Москвы в подарок колокол, который много лет пролежал на складе таможни, ибо ни одна колокольня египетских православных церквей не оказалась достаточно крепкой, чтобы на ней поднять подаренный колокол.
На собрания представителей поместных православных Церквей, бывших в Москве в 1948-м и 51-м годах, Патриарх Христофор не ездил.
Мы видели, что в 1952-53-м годах, у Патриарха были конфликты с его Синодом. В поисках поддержки, главным образом финансовой, Патриарх обратил свои взоры на Москву.
В 1955-м году Московский Патриарх Алексей, желая придать особый блеск юбилейным торжествам преподобного Сергия Радонежского, разослал приглашения всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Но из всех предстоятелей откликнулся лишь Патриарх Христофор.
Перед его отъездом в Москву его дважды (в апреле и мае 1955 г.) посетил Советский посол в Каире и заверил его в том, что Сов. Правительство готово благосклонно рассмотреть вопрос о переводе в Александрию доходов от Одесского подворья, предоставленного Патриархом Алексеем Патриарху Христофору взамен конфискованного после русской революции подворья Александрийской Церкви в Москве. Доход Одесского подворья, согласно заявлению Патриарха Христофора, равен 6.000 фунтам в год. Кроме того, в это же время нам сообщили, что «в виду несогласий с Синодом Патриарх, бросился в объятия русских, которые поддерживают его субсидиями. Москва выдала ему 15.000 фунтов в течение 2-х лет. На прошлой недели (письмо от 14-7-55) он получил 3.000 фунтов».
В Советском Союзе Патриарх, как всегда, был торжественно встречен, и Сов. Правительство пригласило его в Ялту для прохождения курса лечения под наблюдением русских врачей.
Вернувшись из СССР, Патриарх открыто говорил о помощи, оказанной ему Москвой. Принимая корреспондента газеты «Голос Египта», он сказал, что финансовое положение здоровое, что он рассчитывает на помощь СССР и Румынии и что он принял приглашение прибыть в Москву в 1958-м году. Кроме того, Патриарх счел возможным сказать что:
«Россия (а не СССР), как во времена Царей…обещала помощь Александрийской Церкви и обещанную помощь оказала с великолепием… Возможно, что у современных правителей России не наши взгляды относительно ряда вопросов, но по отношению к Церкви их взгляды совершенно изменились: всюду и всегда они Ее поддерживают».
Поездка Патриарха в Москву вызвала в православном мире возмущение.
11-го Июля Синод Александрийской Церкви вынес постановление, разосланное всем предостоятелям православных Церквей 17-го Июля, в котором заявлялось, что:
«Члены Синода… не были официально извещены о полученном от Русской Церкви приглашении Александрийской Церкви…
… поездка Патриарха является частным делом Патриарха и Его Блаженство ни в какой мере не представляет Александрийскую Церковь…
Эта поездка достойна осуждения и члены Синода находятся в неприятной для них обязанности открыто поездку осудить».
Кроме того, заявление определяло, что «все решения и действия Патриарха, совершенные во время его пребывания вне пределов его юрисдикции, неканоничны, заранее осуждаются и будут рассмотрены недействительными и не бывшими. Александрийская Церковь ни в какой мере не ответственна за поездку Ее предстоятеля.»
Архиепископ Михаил, Экзарх Константинопольского Патриарха на американском Континенте (скончался в 1958-ом году в возрасте 67-ми лет; учился в молодости в Петербургской и Киевской Духовных Академиях), опубликовал письмо, в котором он выражал глубокое возмущение по поводу поездки Патриарха Христофора: «… можно ли говорить о прощении и забвении по отношению тех, у которых тысячи жертв на совести и которые даже не просят прощения и не выражают никакого сожаления…
Сегодня читали мы в газетах, какой живой интерес проявило советское правительство к появлению Патриарха Христофора в России… мы признаемся, что при чтении их (газет) мы закрыли лицо от стыда… Принял ли бы Епископ Александрийский или Антиохийский приглашение Нерона или Диоклетиана прибыть на отдых и врачебное исследование…»
Не смотря на протесты, в мае 1958-го Патриарх Христофор вновь отправился в СССР. Сов. власть предупредительно прислало ему самолет. В Москве Патриарх выразил благодарность Патриарху Алексею за все, что Московская Церковь сделала и делает для Восточных Церквей. Слова Патриарха Христофора были переданы 12-го Мая Московским радиовещанием.
Наконец, в ноябре 1960-го года Московский Патриарх Алексей вторично прибыл в Египет. На торжественных богослужениях в кафедральном Соборе Св. Саввы присутствовали представители Коптской, Армянской, Католической и Реформатской церквей и иудейской религии. Присутствовали также консула САСШ, греческий, бельгийский и другие. За время своего пребывания в Египте Патриарх Алексей принимал визиты, сам наносил таковые, раздавал подарки, встречался с гражданскими и церковными властями, в частности с коптами. В речах и в конечном коммюнике говорилось о необходимости для Православной Церкви восстать за мир и противостоять проискам колониалистов. Для русского храма Св. Александра Невского (насчитывающего около 20-ти прихожан), Патриарх Алексей обещал прислать священника.
После отъезда своего гостя, Патриарх Христофор заявил, что он намерен отдать визит Московскому Патриарху.
работа фарпост владивосток
Категория: Ближний Восток — колыбель Православия | Добавил: vsyvera (30.11.2011)
Просмотров: 2170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]