Главная » Файлы » Буддизм Тибета

Ошо о восприимчивости ученика
29.12.2015, 17:55
Ошо: Несколько вводных указаний: Первое, мир Вигьяна Бхайрава Тантра не является ни интеллектуальным, ни философским. Научные доктрины не имеют в нем смысла. Он имеет отношение к методу, технике, а совсем не к принципам. Слово «Тантра» означает технику, метод, путь. Поэтому она не является философией – обратите внимание на это. Она не связана с интеллектуальными проблемами и запросами. Она озабочена не тем, «почему» происходят вещи, она отвечает на вопрос «как», не на вопрос, что является истиной, а на вопрос, как можно достигнуть истины.

Тантра означает технические приемы. Потому этот трактат относится к научным. Наука не отвечает на вопрос «почему», наука говорит о том, как. В этом заключается фундаментальное различие между философией и наукой. Философия задает вопрос «Почему это существует?» Наука задает вопрос «Как это действует?» При ответе на вопрос «как?» важным становится метод, технический прием. Теории теряют смысл; ядром становится опыт.

Тантра является наукой, а не философией. Понять философию просто – в этом случае требуется только ваш интеллект. Если вы можете понимать язык, если вы можете понимать концепции, вы сможете понять философию. Нет необходимости меняться; от вас не требуется трансформации. Таким как есть, вы в состоянии понять философию — но не Тантру. Вам потребуется измениться… даже мутировать. До тех пор, пока вы не станете другими, вы не сможете понять Тантру, так как Тантра — не интеллектуальное суждение, она является переживанием. Пока вы не стали восприимчивыми, готовыми, уязвимыми к переживанию, оно не придет к вам.

Философия связана с умом. Достаточно иметь голову; вашей целостности не требуется. Для Тантры потребуется вся ваша целостность. Это более глубокий вызов. Вы должны находиться в ней целиком. Она не фрагментарна. Чтобы ее постигнуть требуется другой подход, другое отношение, другой ум. По этой причине, очевидно, Дэви задает философские вопросы. Тантра начинается с вопросов Дэви. На все вопросы можно дать ответы с философской точки зрения.

На самом деле, на любой вопрос может ответить двумя способами: философски или тотально, интеллектуально или экзистенциально. Например, если задают вопрос «Что такое любовь?» вы можете ответить на него интеллектуально, вы можете устроить дискуссию, можете выдвинуть теории, отстаивать конкретную гипотезу. Вы можете создать систему, доктрину – при этом, возможно, вы так и не познаете любовь.

Для создания доктрины опыт не нужен. Фактически, наоборот, чем меньше вы знаете, тем лучше, потому что вы можете без колебаний выдвинуть систему. Только слепой человек с легкостью может дать определение, что такое свет. Когда вы не знаете, вы проявляете самоуверенность. Невежество всегда самоуверенно; знание сомневается. И чем больше вы знаете, тем больше чувствуете, как почва уходит из-под ног. Чем больше знаете, тем больше чувствуете, насколько вы невежественны. И те люди, которые действительно мудры, становятся несведущими. Они становятся простыми как дети или такими простыми как идиоты.

Чем меньше вы знаете, тем лучше. Быть философом, догматиком, выдвигать теории – нетрудно. Очень просто разрешить проблему с интеллектуальной точки зрения. Но разрешить проблему экзистенционально — не просто обдумать ее, а прожить ее, пройти сквозь нее, позволить себе преобразиться — это сложно. Это значит, что человеку нужно любить, чтобы знать, что такое любовь. А это таит в себе опасность, ведь вы можете не остаться прежним, как были. Переживание изменит вас. В то мгновение, когда вы входите в состояние любви, вы становитесь другим человеком. И когда выходите, вы не можете узнать своего прежнего лица; оно больше не принадлежит вам. Может произойти нарушение последовательности. Теперь есть брешь, старый человек умер и пришел новый человек. Это то, что известно как перерождение – второе рождение.

Тантра не является философией, она экзистенциальна. Итак, Дэви задает вопросы, которые кажутся философскими, но Шива не собирается отвечать на них таким же образом. Поэтому лучше понять это сразу же в самом начале; в противном случае вы будете в недоумении, потому что Шива не отвечает ни на один вопрос. Ни на один вопрос, заданный Дэви, Шива совсем не отвечает. И все же он дает ответы! И фактически он единственный ответил на них, никто другой, – но на ином уровне.

Дэви спрашивает: «В чем заключается твоя реальность, мой господин?» Он не собирается отвечать на этот вопрос. Напротив, он дает технический прием. И если Дэви выполнит эту технику, она познает. Поэтому ответ не по сути; не прямой. Он не собирается отвечать на вопрос «Кто есть Я?» Он дает технику – делай ее и ты узнаешь.

В тантре делание означает знание, и другого знания нет. Пока вы не будете делать что-нибудь, пока вы не изменитесь, пока вы не увидите ситуацию под новым углом зрения, пока вы не начнете смотреть другими глазами, пока вы не начнете двигаться в совершенно ином измерении, чем интеллект, – ответа не будет. Ответы можно давать, они все являются ложью. Все философии лживы. Вы задаете вопрос, и философия дает на него ответ. Этот ответ удовлетворяет или не удовлетворяет вас. Если он удовлетворяет вас, вы становитесь адептом данной философии, но остаетесь такими же самыми. Если он не удовлетворяет вас, вы продолжаете искать другую философию, чтобы стать ее сторонником. Но вы остаетесь прежними; вы совсем не затронуты, вы не изменились.

Поэтому не имеет значения, кем вы являетесь – индусом или мусульманином, христианином или джайном. Реальный человек за фасадом индуса, мусульманина или христианина остается одним и тем же. Отличие только в языках или одеждах. Человек, посещающий церковь или храм, или мечеть, — один и тот же человек. Различие только в лицах, и эти лица фальшивые; они являются масками. Под масками вы обнаружите все того же человека. – такая же злость, такая же агрессия, то же насилие, та же жадность, та же похоть — все то же самое. Разве мусульманская сексуальность отличается чем-то от индийской сексуальности? Разве христианское насилие отличается от насилия индусов? Оно такое же. Реальность остается той же; только одежды меняются.

Тантру не заботят ваши одежды, Тантра беспокоится о вас. Если вы задаете вопрос, она показывает, где вы находитесь. Она показывает также, что где бы вы ни находились, вы не видите; вот почему возникает вопрос. Слепой человек спрашивает «Что такое свет?» и философия начинает отвечать, что такое свет. Тантра знает одно: если человек спрашивает «Что такое свет?», то это показывает, что он слеп. Тантра начинает работать над человеком, изменять человека так, чтобы он мог увидеть. Тантра не говорит, что такое свет. Тантра расскажет, как достичь прозрения, как обрести способность смотреть, как обрести способность видеть. Когда появляется способность видеть, тогда есть и ответ. Тантра не даст вам ответа, Тантра расскажет о технике, с помощью которой можно получить ответ.

Такой ответ не будет интеллектуальным. Если слепому человеку расскажут о свете, это интеллектуальный ответ. Если слепой человек станет способным видеть, такой ответ будет экзистенциальным. Поэтому Шива не дает ответы на вопросы Дэви, и все же он отвечает – это первое.

Второе заключается в следующем: здесь применяется другой тип языка. Вам нужно узнать о нем, прежде чем мы углубимся в текст. Все главы Тантры построены в виде диалогов между Шивой и Дэви. Вопросы Дэви и ответы Шивы. Все главы Тантры построены таким образом. Почему? Почему применен такой способ? Он имеет большое значение. Это не диалог между учителем и учеником, это диалог между двумя любящими людьми. И Тантра подчеркивает этим очень важную мысль: более глубокое обучение не может быть осуществлено, пока не будет любви между двумя – учеником и учителем. Ученик и учитель должны питать глубокую любовь друг к другу. Только тогда наивысшее, запредельное может быть выражено.

Итак, это язык любви; ученик должен быть любящим. Но это не единственное условие, потому что друзья также могут любить друг друга. Тантра говорит, что ученик продвигается в своей восприимчивости, поэтому ученик должен обладать женской восприимчивостью; только в этом случае что-то возможно. Чтобы быть учеником вам не нужно быть женщиной, но у вас должно быть женское качество восприимчивости. Когда Дэви задает вопрос, это означает, что спрашивает женское качество. Для чего делается акцент именно на женском качестве?

Мужчина и женщина отличаются не только физически, у них есть психологические отличия. Пол означает не только отличие в телах; есть разница и в психологии. Женский ум означает восприимчивость – полную восприимчивость, капитуляцию, любовь. Ученику нужно обладать женской психологией; в ином случае он не будет в состоянии обучиться. Вы можете задавать вопросы и все же оставаться закрытым. Тогда ответ не сможет проникнуть в вас. Ваши двери закрыты, вы мертвы. Вы не являетесь открытым.

Женская восприимчивость означает восприимчивость, аналогичную восприимчивости матки, во внутренней глубине, чтобы вы могли принимать. И не только это – подразумевается гораздо больше. Женщина не только принимает, в то мгновение, когда она что-то получает, это становится частью ее тела. Ребенок принимается. Когда женщина зачинает ребенка, в момент оплодотворения, он становится частью ее тела. Он не посторонняя часть, не инородная. Он присоединен. Теперь ребенок будет жить не просто как некое добавление к матери, но как часть ее тела, как сама мать. И ребенок не только присоединяется: женское тело становится созидательным; ребенок начинает расти.

Восприимчивость ученика должна быть такой, как восприимчивость матки. Что бы ни было получено, оно не должно накапливаться как мертвое знание. Оно должно расти в вас, оно должно стать вашей плотью и кровью. Оно должно стать вашей частью, сразу же. Оно должно расти! Этот рост изменит вас, преобразит вас – принимающего. Вот почему Тантра использует этот метод. Каждая глава начинается с вопроса Дэви и Шива отвечает на него. Дэви является супругой Шивы, его женской частью.

Еще одна вещь… Современная психология, особенно психология подсознательного, говорит, что человек является и мужчиной, и женщиной. Ни один человек не является только мужчиной или только женщиной; каждый двуполый. Оба пола присутствуют. На Западе это было установлено недавно проведенным исследованием, но в Тантре это является одной из базовых концепций на протяжении нескольких тысяч лет. Должно быть, вы встречали изображения Шивы в виде Ардханаришвара – половины мужчины, половины женщины. Во всей истории человечества не существует аналогичной концепции. Шива изображен наполовину мужчиной, наполовину женщиной.

Поэтому Дэви не просто супруга, она вторая половина Шивы. И пока ученик не станет второй половиной учителя, невозможно осуществить обучение более высокого порядка, передать эзотерические методы. Когда вы становитесь единым целым, тогда нет сомнений. Когда вы и учитель составляете единое целое – так тотально, так глубоко – нет аргументов, нет логики, нет рассуждений. Вы просто поглощаете, просто становитесь маткой. И затем учение начинает расти внутри вас и изменяет вас.

Вот почему Тантра написана на языке любви. Язык любви также требует понимания. Существуют два типа языков: язык логики и язык любви. Между ними имеются существенные отличия. Язык логики – это язык агрессии, аргументов, насилия. При использовании языка логики я агрессивно воздействую на ваш ум. Я пытаюсь убедить вас, изменить вас, сделать из вас марионетку. Мои аргументы являются «правильными», а ваши «ложными». Язык логики – эгоистичен. «Я прав, а вы ошибаетесь, следовательно, я должен доказать, что я прав, а вы нет». Я не беспокоюсь о вас, я озабочен своим эго. Мое эго всегда является «правым».

Язык любви совсем другой. Я не проявляю беспокойства о своем эго; меня волнуете вы. Я не стремлюсь ничего доказать, чтобы усилить свое эго. Меня заботит вопрос о том, как помочь вам. В этом проявляется сострадание: оказывать вам помощь в росте, в трансформации, в перерождении.

Во-вторых, логика всегда будет интеллектуальной. Понятия и принципы всегда будут иметь значения, аргументы всегда будут иметь вес. В языке любви то, что говорят, не имеет такого значения; важнее, как это говорят. Контейнер, слово не имеют столько значения, более важными являются смысл, суть послания. Это разговор от сердца — к сердцу; а не дискуссия от ума – к уму. Это не дебаты, это общение.

Поэтому такое встречается редко: Дэви сидит на коленях у Шивы и спрашивает, а Шива отвечает. Это диалог любви – нет конфликта, как если бы Шива говорил сам с собой. Почему придается такое значение любви — языку любви? Потому что, если вы любите своего учителя, меняется вся структура «видения». Тогда вы не слышите его слов. Тогда вы пьете его. Тогда слова не существенны. Более важным, на самом деле, становится тишина между словами. То, что он говорит, может иметь смысл или не иметь… но имеют значимость его глаза, его жесты, его сострадание, его любовь.

Вот почему Тантра имеет фиксированную форму изложения, структуру. Каждая глава начинается с вопроса Дэви и Шива отвечает. Вы не найдете там ни одного аргумента, ни одного напрасно потраченного слова. Простое изложение фактов, телеграфные послания, без всякой попытки убедить, а просто рассказать. Если вы будете задавать вопрос Шиве с закрытым умом, он вам не будет отвечать подобным образом. Вначале ваша закрытость должны быть разрушена. Потому он вынужден быть агрессивным. Ваши предрассудки, ваши предубеждения должны быть разрушены.

Пока вы полностью не очиститесь от своего прошлого, вам ничего невозможно дать. Но не так обстоит дело с его супругой Дэви; у Дэви нет прошлого. Запомните, когда вы находитесь в состоянии глубокой любви, ваш ум останавливается. Нет прошлого; только настоящий момент. Когда вы любите, единственным временем является настоящее, сейчас является всем – нет ни прошлого, ни будущего. Поэтому Дэви просто открыта. Нет защиты – ничего не нужно очищать, ничего не нужно разрушать. Почва готова, нужно только бросить семя. Почва не просто готова, она доброжелательна, восприимчива, готова для оплодотворения.

Итак, все высказывания, которые мы будем обсуждать, имеют телеграфный стиль. Они являются просто сутрами, но каждая сутра, каждое телеграфное послание, высказываемое Шивой, стоит Веды, стоит Библии, стоит Корана. Каждое отдельное предложение может стать основой для великого священного текста. Священные тексты логичны – вы должны предлагать, защищать, доказывать. Здесь нет ни одного аргумента, лишь простые утверждения любви.

В-третьих, сами слова «Вигьяна Бхайрава Тантра» имеют значение «техника выхода за пределы сознательного». «Вигьяна» означает «сознание», «Бхайрава» означает «состояние за пределами сознательного» и «Тантра» значит – метод: метод выхода за пределы сознательного. Это высочайшая доктрина – вообще не содержащая доктрины. Мы являемся бессознательными, поэтому все религиозные учения озабочены тем, как пройти сквозь бессознательное, как стать осознающим. Например, Кришнамурти, дзен, все они говорят о том, как стать более осознанными, потому что мы обычно находимся в бессознательном. Итак, как нам стать более осознанными, бдительными? Как из бессознательного двигаться по направлению к осознанию?

Но Тантра говорит, что сознательное и бессознательное представляют собой дуализм. Если вы двигаетесь от бессознательности к осознанности, вы переходите от одной двойственности к другой. Идите за пределы обеих! Пока вы не пройдете за пределы обеих, вы никогда не сможете достичь предельного, поэтому не будьте ни бессознательными, ни осознающими, просто проходите за пределы, просто будьте! Ни то, ни другое — просто БУДЬТЕ!!! Это идет дальше йоги, дальше Дзен, дальше всех учений. «Вигьяна» означает сознание, и «Бхайрава» является специальным термином, который Тантра для использует для тех, кто вышел за пределы. Вот почему Шиву называют «Бхайрава» и Дэви называют «Бхайрава» – они являются теми, кто вышел за пределы двойственности.
Категория: Буддизм Тибета | Добавил: vsyvera
Просмотров: 1275 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]